О грехе, идеале и будущей жизни человечества.

В ночь после смерти своей первой жены, Марии Дмитреевры, Достоевский, потрясенный горем и чувством вины перед ней( их личная жизнь складывалась тяжело), пытаясь понять, навечно ли они разлучены или встретятся в будущей жизни - после смерти; мучительно размышлял о том, что такое грех и в чем цель и смысл земной жизни человека. Под утро он записал свои размышления и вывод, к которому пришел.

"16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей? Возлюбить человека как самого себя , по заповеди Христовой - невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос вековечный от века идеал, по которому стремиться стремиться и по закону природы должен стремиться человек. Между тем после появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последние развитие личности именно и должно дойти до того(в самом конце развития, в самом пунктк достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности , из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить свое Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье.

...Это-то и есть рай Христов. Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение цели.

Но если эта цель окончательная человечства - то, следовательно, человек, достигая, оканчивает свое земное существрвание. Итак, человек есть на земле существо только развивающиеся, следовательно не оконченное, а переходное.

Но достигать такой цели, по моему рассуждению, совершенно бессмысленно, если при достижении цели все угасает и исчезает, ио есть если не будет жизни у человека и по достижению цели. Следовательно, есть бедущая райская жизнь... Но как это будет, в какой форме, в какой природе,- человеку трудно представить. Итак человек стремиться на земле к идеалу, противоположному его натуре. Когда человек не испытал закона закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовью в жертву своего я людям или другому существу(я и Маша), он чувствует страдания и назвал это состояние грехом. Итак, человек должен беспрерывно чувствовать страдание, которое уровновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна.

Учение материалистов - всеобщая косность механизм вещества, значит смерть. Учение истиной фолософии - уничтожение косности, то есть мысль, то есть центр...то есть Бог, то есть жизнь бесконечная".

Следующая страница=>>

Hosted by uCoz