"Князь Христос"
В 1868 году Достоевский начинает работу над новым романом - "Идиот". Писатель поставил перед собой труднейшую задачу: создать образ "положительно прекрасного человекаЭ и посмотреть, что с ним будет в людлском сообществе, как сложаться его отношения с окружающими, как повлияет он на них и они на него. Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, в черновиках назван "Князь Хроистос". Так Достоевский обозначил для себя, что в роман предстояло ввести человека, несколько возможно схожего с Христом - добротой, человеколюбием, отсутствием эгоизма, незлобивостью, кротостью.
Рано оставшись сиротой, князь Мышкин в юности заболел тяжелеой мозговой болезнью и был отправлен на лечение в швейцарскую клиннику. Там он жил почти не общаясь с людьми. И вот в 26 лет он с маленьким узелком он приезжает в Петербург.
Постепненно вокруг князя собирается все больше самых разных людей, привлеченных его необычностью и непохожестью на других(а отчасти и неожиданно полученным большим наследством). Каждый ждет от него той или иной помощи, совета, сочувствия, рассказывает о своих грехах и бедах. Князь стремиться всем помоч, ответить на ожидания всех. Но каждый думает, что Мышкина Бог послал именно ему. Однако князь, будучи не Богом, а всего лишь человеком, не может помочь всем, устроить судьбу каждого. Он может лишь любить и жалеть всех, и на это сил его хватит лишь в том случае, если и другие будут любить его столь же бескорыстно. Но каждому нужно, чтобы князь любил и жалел только его, забыв о других. Аглая не в силах простить князю, что он продолжает заботиться о судьбе Натальи Филиповны, та желая князю добра и потому пытаясь помочь ему жениться на Аглае, в глубине души тоже хочет, чтобы он пренадлежал только ей.
Несчастливо или прямо трагично складывается судьба почти всех героев. Выходит, положительно прекрастный человек не сумел никого спасти, даже себя? В определенном смысле так оно и есть: спасти всех может только Бог. А человек, если он возьмет на себя такую задачу, неизбежно потерпит крах и погубит тех кто возложит все свои упования на него. Такой способ облагодетельствования любей тоже опасен, хотя и по-другому, чем насильственный, раскольниковский. В черновиках романа есть и такая запись: "Идиот видит все бедствия. Бессилие помочь. Цепь и надежда. Сделать немного". Фактически князь успел сделать немного, но почти у каждого, кто соприкоснулся с ним, остался светлый след в душе, память о том, что человек может быть и таким - отдающим всего себя ближним. И может быть, юный Коля Иволгин, любивший князя больше всех, понесет дальше свет этой любви и бескорыстного добра? Не случайно лучше всего князя Мышкина понимают дети и ему с ними легче общаться. Князь Мышкин и сам еще в душе ребенок, и встреча с ним пробуждает что-то детское почти в каждом. Но радуются этому далеко не все, и почти никому не удается надолго сохранить это состояние.
Достоевский верил, "что люди могут быть прекрасны и счастливы" не только в загробной жизни, но и не потеряв способности жить на земле." Он знал, что зло не может быть нормальным состоянием людей, каждый в силах от него избавмться. Если люди поймут и увилят, как они по сутм своей прекрасны, - наступит золотой век. Но Достоевский понимал и то, что в одночасье это произойти не может, нужен долгий труд, упорная духовная работа. На этом пути отдельного человека, и всю Россию ожидает много тяжелых искушений и испытаний. Об этих искушениях и испытаниях следующие его романы.