Петербург Достоевского

Петербург был городом Достоевского, и Достоевский был писателем во многом рожденным Петербургом. Зтот город символ соединения и противоборства России и Европпы, русской и европейской идеи. В молодые годы Достоевский впервые остро почувствовал "тайну" и "фантастичность" Петербурга: "Признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казадся какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный и заброшанный в Петербурге, я как-то боялся его.

Достоевский описывал и повседневную жизнь Петербурга, и пожалуй, никто так, как он не изображал мрачную, давящую отмосферу петербургской осени: "...грязные дома... сверкающие от сырости плиты тратуаров...угрюмые, сердитые, промокшие прохожии... всю эту картину обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба" ("Униженные и оскорбленные").

Петербург Достоевского-это не только фон, на котором развернуты драмматические события, это как бы душа этих событей, символ ненормальности жизни. Люди живущие в этом городе, обречены на муки и унижения. Оскорбления преследуют их всю жизнь; они понимают это и ищут выход, но порой найдя его, еще больше принижают себя. Достоевский изображает петербургскую жизнькак страшную, противоестественную, губительную для личности. Страдание и смерть - вот удел этих людей, почти все они окружены отмосферой злости и ненависти. В Петербурге Достоевского человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность.

Городской пейзаж органическисвязан с душевным состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевсого болен, больны, кто, нравственно, кто физически, большенство персонажей его произведений./p>

Особый акцент в своих произведениях Достоевский делает на описании жилища своих героев. Они так же напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает навязчивый, раздражающий желтый цвет, проходящий через все произведения.

В "Дневнике писателя" в 1873 году он уже не так, как в молодости оценивает роль Петербурга в русской культуре:"Архетиктура всего Петербурга чрезвычайно оригенальна и всегда поражала меня, именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Он отражение всех архетикрур в мире, всех периодов и мод; все постепенно заимствовано и по-своему перековеркано... В этих зданиях, как по книге, прчтете все наплывы всех идей и идеек, правильно или внезапно залетавших к нам из Европы и постепенно нас одолевавших и полонивших... Мне кажеться это самый угрюмый город, какой только может быть на свете!". И вот горькое признанье в конце жизни, в записной тетради 1881г. : "Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видем, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват не люблю его". "Дома без всякой архетиктуры", бедность, страдания и душевная задавленность-это все Петербург Достоевского

<<=Назад

Hosted by uCoz